Connect with us

Hi, what are you looking for?

Экономика и политика

Накопительные пенсии: что это такое и что ждет будущих пенсионеров

Накопительные пенсии: что это такое и что ждет будущих пенсионеров

Накопительные пенсии: что это такое и что ждет будущих пенсионеров

На что стоит рассчитывать украинцам, которые выйдут на пенсию в 2030-2050 годах.

Власти снова обещают украинцам вскоре ввести систему обязательных накопительных пенсий. В Раду подан новый законопроект (№2683-3), по которому копить деньги на личных счетах нынешние трудоспособные граждане начнут с 2023 года. Если закон примут в ближайший месяц-два – 1,5 года отводится на подготовку. Это не единственный законопроект – ранее около десятка их были отправлены на повторное первое чтение либо забракованы депутатами, передает Хроника.инфо со ссылкой на Сегодня.

Мы разобрались, что на этот раз готовят пенсионерам 2030-2050 годов народные избранники и будет ли это работать.

Зачем нужны личные накопительные пенсии

Не секрет, что большинство украинцев-пенсионеров имеют небольшие пенсии даже после недавнего их повышения (см. инфографику). По данным Пенсфонда, из 11 млн пенсионеров 58% (6,4 млн чел.) получают менее 3500 грн, в том числе 16% (1,77 млн чел.) – менее 2000 грн. И лишь 3,8% (419 тыс. чел.) заработали себе достойную пенсию – свыше 10 тыс. грн. То есть, лишь один пенсионер из 25-ти обеспечил себе старость. Так как население Украины стареет, то нынешняя солидарная пенсионная система, в которую работник платит пенсионные взносы, а, выйдя на пенсию, будет получать оттуда пенсию, через 20-30 лет сможет обеспечить нынешних 30-40-летних в лучшем случае минимальной пенсией. Условно это будет 64 доллара, в пересчете нынешняя минимальная пенсия – сейчас 1769 грн.

Накопительные пенсии: что это такое и что ждет будущих пенсионеров

Поэтому государство вынуждено обязать каждого работающего копить на старость в специальных пенсионных фондах. Часть денег туда ежемесячно будет отчислять работодатель, часть – работник из своей зарплаты. Эти фонды будут инвестировать взносы пенсионеров, приумножая их, чтобы, например, через 40 лет нынешний 20-летний смог получить намного больше, чем минимум. Накопления каждого подлежат учету на индивидуальном пенсионном счете и могут быть унаследованы. В течение всего периода накопления взносы будут индексироваться за счет доходов от инвестиций в экономику Украины.

Пока около 15 лет работают только негосударственные пенсфонды – НПФ, в них работники и их работодатели ежемесячно делают добровольные взносы, обычно до 5% от заработка. НПФ в Украине около 60-ти, а общее количество участников НПФ – 860,8 тыс. чел. (7% работников). Дополнительные пенсии уже получают 82,7 тыс. чел. За это время им выплатили 878,6 млн грн или по 10 600 грн каждому. Очевидно, что это совсем немного – как участников, так и пенсионных выплат.

Что предлагает новый законопроект

Как разъяснил нам экс-замглавы Пенсфонда, ныне независимый пенсионный эксперт Виктор Колбун, новый законопроект мало чем отличается от предыдущих. Также предусмотрено совместное обязательное отчисление взносов с работника и работодателя (частные предприниматели-физлица могут это делать самостоятельно), но оно меньше, чем предлагалось ранее: по 2% от зарплаты в месяц, в сумме 4%.

Прежде было от 1% с работника и работодателя с постепенным повышением в течение нескольких лет до 7% в сумме. Чтобы не увеличивать расходы бизнеса и не уменьшать зарплату работника, предложено на 2% уменьшить единый соцвзнос (с 22% до 20%) и налог на доходы физлиц (с 18% до 16%). Также убрали возрастной ценз о том, что в обязательном пенсстраховании могут участвовать только люди моложе 35 лет. Ранее такая норма мотивировалась тем, что более старшие не успеют накопить себе на хорошую пенсию. Некоторые непринятые законопроекты предлагали тем, кому 35+, участвовать в обязательном пенсстраховании добровольно.

«Такая норма – дискриминационная, например, одному 34 года и 11 месяцев – он участвует, другому 35 лет и 1 месяц – он не участвует, поэтому ее убрали, – говорит Виктор Колбун. – Права должны быть равными, даже, условно говоря, 59-летний сможет накопить себе хотя бы дополнительные 10 гривен к пенсии».

Но главным камнем преткновения до сих пор является вопрос: кто будет распоряжаться накопленным взносами, а это в будущем триллионы гривен. В одних законопроектах предлагалось создать отдельный государственный фонд – некий «Пенсфонд-2», в других – привлечь самые крупные и надежные НПФ, в третьих – допустить к «пенсионному пирогу» все частные НПФ. Депутаты тогда не пришли к единому мнению, поэтому запланированный в 2017 году 2019 год запуска накопительных пенсий перенесли сперва на 2020-й год, затем на 2021-й… Теперь уже на 2023-й. Но запустят ли?

Эксперты: К законопроекту есть вопросы

Мнения экспертов диаметрально противоположны.

Виктор Колбун отметил, что законопроект предлагает компромиссный вариант: на рынке будут работать и госструктура, и НПФ, но не все, а только «авторизованные». Колбун жестко против авторизации, по его мнению, равные права должны быть у всех НПФ, кому государство выдало лицензию на право деятельности.

«Есть много небольших, но успешных НПФ, которые окажутся «вне игры». А ее правила будет диктовать государственный монстр, ведь туда зачислят всех, кто не определится с выбором фонда», – аргументировал Виктор Колбун.

Также эксперт опасается, что госструктура будет работать неэффективно, возможна коррупционная составляющая, в итоге будущие пенсионеры накопят намного меньше, чем могли бы.

Член Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, наоборот, поддерживает идею создания госструктуры.

«Обязательные взносы – это налоги, ими должно распоряжаться государство, а не частная структура, оно же должно нести ответственность перед будущими пенсионерами, – говорит Олег Пендзин. – Если НПФ обанкротится – кто компенсирует пенсионерам их потери? Это для людей огромные деньги, которые они десятилетиями будут копить на старость. В НПФ возможно только добровольное, а не обязательное участие».

Что дальше

Виктор Колбун надеется, что законопроект проголосуют в первом чтении и доработают ко второму, а к концу года он будет принят и вступит в силу.

Олег Пендзин пессимистичен: по его мнению, документ «похоронят», как и все предыдущие. И вот почему.

«В государстве, где инфляция в кризис достигает 20% и более, где национальная валюта может в одночасье обвалиться втрое, очень рискованно для властей инициировать такие проекты, – анализирует Олег Пендзин. – Есть другой путь – детенизация экономики. У нас 40% работников трудятся в тени, а за пенсией придут 100%, этого никакая пенсионная система не выдержит. Если сократить «тень» хотя бы до 10%, а это возможно при наличии политической воли властей, то солидарная система и дальше будет работать, причем эффективнее, чем сейчас».

Молодым украинцам эксперты советуют не надеяться на государство, а уже сейчас копить себе на старость. Кто мешает каждому ежемесячно класть в банк 4% от своей зарплаты, столько же, сколько они отчисляли бы в пенсфонд? Даже при минимальной зарплате – это 240 гривен в месяц (два обеда в фастфуде), которые через 40 лет превратятся в миллион гривен.